Трансляция пакета телеканалов в формате Ultra HD (UHD, 4K), которую недавно запустил «Триколор ТВ», экономически нецелесообразна, так как только затраты оператора на аренду спутниковых емкостей составят около 2,5 млн евро в год. Большинство игроков рынка спутникового ТВ пока не планирует транслировать телеканалы сверхвысокой четкости, так как они не пользуются массовым спросом. Однако они не исключают, что через несколько лет формат 4К станет популярным, но только в том случае, если производители таких телеканалов найдут способ сделать их доступными по цене.

Напомним, в конце июля российский оператор НАО «Национальная спутниковая компания» (бренд «Триколор ТВ») первым среди спутниковых операторов запустил в коммерческую эксплуатацию пакет «Ultra HD», в состав которого вошли три телеканала в формате сверхвысокой четкости — Tricolor Ultra HD, Insigth UHD (компания TERN, Нидерланды) и Fasion One. Стоимость пакета — 1200 руб. в год (см. новость ComNews от 22 июля 2016 г.).

Как сообщил корреспонденту ComNews источник на телекоммуникационном рынке, формирование UHD-пакета, который недавно появился на рынке, экономически нецелесообразно. «Только затраты на аренду спутниковых емкостей составят около 2,5 млн евро в год. Кроме того, оператор несет расходы на подъем сигнала на спутник, приобретение UHD-контента и на закупку оборудования», — подчеркнул собеседник.

По его данным, проникновение 4К-телевизоров в России крайне низкое и достигает всего 1-1,5%. «Количество потенциальных абонентов, готовых купить пакет в формате 4К, может составить от 1 до 10 тыс. человек, а стоимость пакета – 1200 руб. Это крайне мало, чтобы окупить затраты на запуск таких телеканалов. Чтобы продавать такой пакет хотя бы с нулевой рентабельностью, нужно будет увеличить его цены в 20 раз, — подчеркнул источник. — Следовательно, проект чисто имиджевый, ни о какой экономике говорить пока не приходится». 

Директор по контенту «Триколор ТВ» Михаил Горячев пояснил ComNews, что еще слишком рано рассчитывать коммерческую эффективность вещания в формате UHD. «Для российского зрителя это новый формат — сначала нужно рассказать ему о преимуществах, дать возможность оценить их самостоятельно. Исследования показывают, что сегмент UHD-панелей — единственный сегмент на рынке телевизоров, демонстрирующий активный рост (173%). Это говорит о наличии спроса телезрителей на контент в формате сверхвысокой четкости», — отметил он. Михаил Горячев напомнил, что HD-услугами «Триколор ТВ» воспользовались уже более 7 млн абонентов. «Нет ничего удивительного в том, что именно «Триколор ТВ» первым начал в России коммерческое UHD-вещание. По нашим расчетам, уже в 2017-2018 гг. в России сформируется постоянная 4K-аудитория, при условии общей экономической стабильности»,  - добавил он.

Как объясняет вице-президент GS Group по медиабизнесу и гендиректор телекомпании «Первый ТВЧ» Николай Орлов, 4К – это новая технология, поэтому все проекты, связанные с ней сейчас находятся в инвестиционной стадии. «Как и любой инвестиционный проект, на начальном этапе телеканалы в формате 4К, конечно, будут приносить убытки. Однако технология 4К интересна и вещателям и операторам как перспективная. Активным рыночным игрокам важно не пропустить момент, когда необходимо будет запустить 4К-проект, чтобы не отстать от конкурентов», — считает он.

Конкуренты «Триколор-ТВ» не спешат гнаться за новым форматом. «Наши спутниковые емкости и технологическая платформа позволяют осуществлять трансляцию каналов стандарта UHD, но в данный момент у нас нет планов включать их в наши пакеты», — говорит директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК «Орион» Елена Ячменникова. Пока для российского потребителя важно иметь качественный набор каналов разных жанров — фильмовые каналы, с сериалами, спортивные, детские и познавательные.

Как считает Елена Ячменникова, UHD — это не тренд настоящего времени. «Массовым спросом такие каналы пока пользоваться не будут. Обусловлено это и отсутствием у абонентов необходимого приемного оборудования, и высокой стоимостью контента, и недостатком адаптированного (переводного) UHD-контента на российском рынке», — пояснила она. Тем не менее, она не исключает, что 4К-формат станет популярным через несколько лет, если производители найдут способ сделать его доступным по цене.

UHD остается нишевым продуктом на рынке платного телевидения, подчеркнул представитель пресс-службы оператора спутникового ТВ «НТВ Плюс». По его словам, формирование пакета каналов в формате 4К требует от оператора больших затрат: на аренду спутниковых емкостей, на приобретение соответствующего контента, на закупку оборудования, позволяющего принимать UHD-каналы. В частности, он указывает на низкое проникновение 4K-телевизоров.

Николай Орлов отмечает, что целевая аудитория 4К-телеканалов — это как минимум верхняя часть среднего класса. «Для просмотра 4К нужен соответствующий телевизор, который стоит сейчас от 35-40 тыс. руб. Это явно не массовый сегмент. Однако цены на новые технологии в электронике падают очень быстро. Не исключено, что через год-два большая часть 4К-телевизоров в рознице станет доступна среднему классу», — говорит он.

Представитель ПАО «Мобильные ТелеСистемы» вчера не ответил на запрос ComNews. Ранее сотрудник оператора говорил, что компания рассмотрит возможность внедрения UHD в коммерческую эксплуатацию после того, как этот формат вещания получит большее распространение в России.

Российские и международные спутниковые операторы, наоборот, четко видят экономическую выгоду от нового формата. Они уверены, что UHD, как и когда-то HD, завоюет рынок.

По словам регионального виде-президента спутникового оператора Eutelsat SA. Николая Орлова, как и в случае с HD TV, UHD TV будет развиваться со спортивных трансляций, фильмов и культурных мероприятий. «На примере HD можно сказать, что и 4K будет быстро развиваться в России. «Триколор ТВ» тому хороший пример. Эта компания активно участвует в продвижении новейших технологий во благо абонентов», — подчеркнул он, напомнив, что «Триколор ТВ» занимается просвещением телезрителей и формированием рынка 4К, как и ранее рынка спутникового ТВ.

Через спутник в одном транспондере с кодеком HEVC уже можно передавать три телеканала в формате 4К. Тем временем 20 лет назад в одном транспондере вещал один аналоговый ТВ канал, затем 10 цифровых ТВ-каналов стандартного качества, а сегодня — более 20-ти SD ТВ-каналов в DVB S2 и 50 SD ТВ-каналов в IP, сравнил Николай Орлов.

Eutelsat заинтересован в развитии этой технологии. Компания предоставляет операторам спутникового ТВ специальные условия для трансляции 4К-каналов, как когда-то для HD.

«Трансляции в формате UHD требуют больше спутникового ресурса, поэтому спутниковые операторы заинтересованы в появлении на рынке как можно большего числа каналов UHD», — сообщил директор Департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) Сергей Плотников. «На мой взгляд, перспективы у этой технологии очень широкие, так как производители телевизоров и съемочного оборудования активно поддержали развитие стандарта 4К. Думаю, что для оператора платного телевидения вполне логично инвестировать в улучшение предложения», — отметил он.

Как рассказал Сергей Плотников, телеканалы в формате UHD транслируются через спутник «Экспресс-АМУ1″. «Мы также знаем, что наши партнеры изучают экономическую целесообразность вывода на рынок новых пакетов в формате 4K, в том числе с использованием емкости спутника «Экспресс-АМУ1″ и аппаратов непосредственного вещания «Экспресс-АТ1″ и «Экспресс-АТ2″. Российская спутниковая орбитальная группировка позволяет вещать телеканалы любого качества, скомпрессированные MPEG-2, MPEG-4 или HEVC», — уточнил он.

В частности, если сигнал сжат MPEG-4, то для UHD-телеканала потребуется около 40 Мбит/с емкости, а для HD около 8 Мбит/с. При использовании кодека HEVC для трансляции одного UHD канала достаточно 20 Мбит/с. Сколько телеканалов в формате UHD можно транслировать через спутниковый транспондер – зависит от его ширины. Например, если за основу брать стандартный транспондер в 33 МГц, то — около трех UHD-телеканалов, говорит Сергей Плотников.

Сигнал в формате 4К уже передавал и другой российский спутниковый оператор ОАО «Газпром космические системы» (ГКС). В сотрудничестве с ЗАО «NEC Нева Коммуникационные Системы» (NEC) компания провела успешные испытания передачи через спутник «Ямал-401″ телесигнала в формате UHD. Представители обеих компаний уверены, что со временем вещание в формате UHD получит большое распространение в России (см. новость ComNews от 20 февраля 2016 г.).

Как ранее сообщал ComNews, за I квартал 2016 г. выручка «Триколор ТВ» увеличилась на 32%, до 3,4 млрд руб., благодаря лояльности пользователей. Абонентская база оператора за отчетный период превысила 11,87 млн домохозяйств (см. новость ComNews от 19 апреля 2016 г.).

При поддержке: курс доллара и евро на 2012 год

Оригинал статьи: http://Comnews.ru