Министерство юстиции РФ отказало в государственной регистрации приказа Минкомсвязи, которым утверждается положение о внештатных (работающих на общественных началах) советниках главы министерства, и предписало отменить приказ. В то же время по крайней мере в двух других федеральных органах исполнительной власти — Министерстве культуры и Министерстве транспорта — внештатные советники работают уже несколько лет. При этом их деятельность осуществляется без ведома Минюста, так как соответствующие приказы Минкультуры и Минтранса на государственную регистрацию не направлялись.

Приказом Минкомсвязи от 29.07.2016 №347 утверждается «Положение о советниках министра связи и массовых коммуникаций РФ, работающих на общественных началах». Как указывается в положении, «основной задачей советника является создание условий для реализации полномочий министра по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности». К функциям советников относятся: подготовка предложений министру по выработке основных направлений, приоритетов и принципов государственной политики; пропаганда и популяризация достижений министерства; прогнозирование, анализ и оценка развития в установленной сфере деятельности.

Согласно положению, внештатный советник не является государственным служащим и выполняет свои функции на общественных началах (безвозмездной основе). Назначение на должности внештатных советников министра предполагается осуществлять приказом министерства на основе собственного заявления кандидата и после согласования с его руководством по основному месту работу. Советники должны выбираться из числа граждан РФ, имеющих профессиональный опыт научной работы, а также руководящей работы на государственной службе или в отраслевых организациях, представителей деловых кругов и «иных структур гражданского общества».

Этот приказ был направлен в Минюст РФ для его государственной регистрации. Однако Министерство юстиции в своем заключении от 14 августа 2016 г. (есть в распоряжении ComNews) отказало в госрегистрации документа.

В заключении Минюста приводятся основания для отказа. Среди них, в частности, то, что в соответствии с положением о Минкомсвязи, утвержденным правительством РФ, министерство не наделено полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы назначения и деятельности советников. Кроме того, Минюст отмечает, что в положении о внештатных советниках министра «не определена природа отношений, возникающих между советником и министром», так как безвозмездный характер этих правоотношений не позволяет отнести их к сфере регулирования трудового законодательства.

Минюст также обращает внимание на то, что указанное в положении наименование «советник министра, работающий на общественных началах» далее по тексту положения сокращается как просто «советник», что «сходно до степени смешения» с наименованием существующей должности государственной службы, содержащейся в реестре должностей, утвержденном указом президента РФ.

Исходя из этих оснований, Минюст отказал в госрегистрации приказа Минкомсвязи и предписал отменить его в 10-дневный срок со дня получения отказа в регистрации.

В пресс-службе Минкомсвязи не прокомментировали вопрос о дальнейшей судьбе приказа и положения о советниках министра, работающих на общественных началах.

В свою очередь, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе считает, что заключение Минюста, несмотря на замечания формального характера, обосновано и с содержательной точки зрения.

«Если в нормативном документе не прописан четко правовой статус той или иной должности, то сотрудники на этой должности действительно оказываются за рамками трудовых и других правовых отношений. В результате работа такого сотрудника, в данном случае внештатного советника министра, будет затруднена, как и работа госслужащих министерства, с которыми он будет общаться по работе, так как в этих случаях обе стороны не смогут правильно выстраивать взаимодействие из-за неопределенности статуса советника на общественных началах», — сказал Константин Трапаидзе.

Тем временем в федеральных Министерстве культуры и Министерстве транспорта в течение уже ряда лет существует институт внештатных советников министров и их заместителей. В Минкультуры соответствующее положение введено в действие приказом министерства от 31.07.2012 №816, а в Минтрансе — приказом от 13.03.2015 №41. Оба положения по содержанию аналогичны положению, принятому в Минкомсвязи, а зачастую совпадают с ним даже в формулировках.

Как сообщили корреспонденту ComNews  в пресс-службе Минкультуры, на сегодня в министерстве на основании приказа №816 работает 11 советников на общественных началах. В Минтрансе подтвердили, что приказ от 13.03.2015 №41 является действующим.

«Однако информация о советниках и заместителях министра транспорта РФ, работающих на общественных началах, конфиденциальна», — заявили в пресс-службе Минтранса. Как следует из приказа №41, количество внештатных советников министра транспорта не может превышать 10, количество советников его заместителей не может быть более семи.

Однако оба эти приказа не прошли государственную регистрацию в Минюсте.

«Приказы Минтранса России от 13.03.2015 № 41 и Минкультуры России от 31.07.2012 №816 на государственную регистрацию в установленном порядке не представлялись», — сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе Минюста.

Причины, по которым приказы Минкультуры и Минтранса не были направлены на госрегистрацию, представители Минюста не комментируют, отмечая лишь, что «решение о необходимости государственной регистрации актов принимается после их представления в Минюст России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009″.

Тем не менее, поскольку в заключении Минюста на приказ Минкомсвязи этот документ признан нормативным правовым актом, подлежащим регистрации, так как он устанавливает требования к гражданам РФ, назначаемым на должность советника, их статус и порядок назначения, можно предположить, что регистрации подлежали и аналогичные приказы Минтранса и Минкультуры.

По словам Константина Трапаидзе, в данном случае сложилась ситуация, описываемая известной поговоркой «инициатива наказуема».

«Минкомсвязи направило свой приказ на госрегистрацию и получило проблемы, а два других министерства решили этого почему-то не делать и спокойно применяют не прошедшие регистрацию приказы в своей деятельности. По-видимому, приказы по тем или иным причинам не попали в поле зрения Минюста при периодических проверках, проводимых им в этих министерствах. Тем не менее, эти приказы могут стать объектом внимания при внеочередной проверке, так как Минюст имеет право затребовать для изучения любой нормативный акт, изданный министерствами и ведомствами», — отметил юрист.

При поддержке: все о рыбалке

Оригинал статьи: http://Comnews.ru