«Евросеть» проиграла в суде Московскому управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС), которое возбудило дело против ритейлера по признакам нарушения Федерального закона (ФЗ) «О рекламе». В УФАС утверждают, что в телевизионной рекламе «Евросети» смартфонов Samsung содержится недостоверная информация и некорректное сравнению товаров с продукцией Apple. С целью объективного рассмотрения ситуации, касающейся некорректного сравнения товаров, столичное УФАС провело онлайн-опрос пользователей на своем сайте. В итоге «Евросеть» и Samsung были признаны виновными и оштрафованы столичным УФАС. Но с таким решением «Евросеть» не согласилась и подала на УФАС в суд.

В феврале 2016 г. столичное УФАС возбудило дело против российского представительства Samsung (ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани») по признакам нарушения ФЗ «О рекламе». Тогда в УФАС утверждали, что в телевизионной рекламе сети магазинов «Евросеть» и смартфонов Samsung содержится недостоверная информация и некорректное сравнению товаров с продукцией Apple. С целью объективного рассмотрения ситуации, касающейся некорректного сравнения товаров, столичное УФАС тогда объявило о проведении онлайн-опроса пользователей на своем сайте (см. новость ComNews от 12 февраля 2016 г.). Согласно проведенному опросу, у 43 % респондентов (15,7 тыс. голосов) использованная в рекламе фраза «глюк фруктовой компании» вызвала ассоциацию с продукцией компании Apple.

По итогам этого опроса комиссия московского УФАС признала Samsung и «Евросеть» (ООО «Евросеть-Ритейл») нарушившими п. 3 ч. 3 и п. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Позже за допущенные нарушения антимонопольная служба назначила компаниям штрафы по 100 тыс. руб. каждой. Как уточнил представитель пресс-службы столичного УФАС, компания Samsung оплатила штраф. Пресс-служба Samsung вчера воздержалась от комментариев.

Однако «Евросеть» с таким решением УФАС не согласилась и обратилась в Арбитражный суд города Москвы. В частности, согласно информации, приведенной в решении суда, «Евросеть» подчеркнула, что недопустимо в подобном деле в качестве доказательства предъявлять результаты публичного онлайн-опроса, так как велика вероятность погрешности при голосовании. Однако суд отклонил этот довод «Евросети», сославшись на то, что ни ФЗ «О рекламе», ни КоАП РФ не предъявляют требований к оформлению подобных документов, а их оценка находится в компетенции исключительно административного органа.

Также в свою защиту «Евросеть» предъявила суду заключение Гильдии лингвистов-экспертов, которое судебная инстанция тоже отклонила. Суд указал на то, что данное заключение было выполнено за счет и в интересах заявителя, а потому оно не может претендовать на объективность.

В итоге Арбитражный суд города Москвы решил отказать в удовлетворении требований «Евросети». Также суд постановил, что данное решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Девятом арбитражном апелляционном суд.

Как уточнил вчера ComNews представитель пресс-службы «Евросети», компания пока не получила решение суда по этому делу.

Как заметил адвокат Александр Титов, в данном деле обращает на себя внимание ряд обстоятельств. Так, УФАС квалифицируя действия «Евросети» по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, назначает минимальное наказание в 100 тыс. руб. при возможном штрафе в 500 тыс. руб.

«Размер назначенного штрафа автоматически подразумевает, что суд будет рассматривать жалобу «Евросети» не в общем порядке, а в упрощенном, то есть без вызова сторон и только по письменным доказательствам, представленным сторонами. Сама процедура упрощенного производства ограничивает процессуальные возможности заявителя жалобы, так как во многом лишает судебный процесс свойства состязательности», — заметил в разговоре с корреспондентом ComNews Александр Титов.

В самом решение суда, продолжил он, можно заметить, что судебная инстанция отвергает представленное «Евросетью» заключение комиссии специалистов-лингвистов. При этом, добавил Александр Титов, суд не выносит определения о переходе к рассмотрению дела в общем порядке для назначения судебной лингвистической экспертизы.

Также, сказал Александр Титов, спорен вывод суда о доказанности вины «Евросети» на основании проведенного УФАС социологического опроса. «В данном случае суд принимает в качестве доказательства опрос, проведенный УФАС, при этом не считает, что он проведен заинтересованной стороной. Суд не смущает и то обстоятельство, что опрос проводился без научно обоснованной методики. Также непонятно почему вообще сделан вывод о некорректном сравнении в рекламе, когда сами результаты опроса показывают, что ассоциации с Apple возникли у меньшинства опрошенных», — заметил Александр Титов.

Александр Титов полагает, что у «Евросети» достаточно оснований для оспаривания решения первой инстанции в апелляции. «Однако недавно вступившие в силу изменения в АПК РФ предусматривают, что и апелляционная жалоба будет рассматриваться судьей единолично без вызова сторон. Кассационное же обжалование судебных актов первой и апелляционной инстанции по делам упрощенного производства лишено смысла, так как кассационная инстанция может отметить судебные акты только по процессуальным нарушениям», — заключил Александр Титов.

«Апелляционная инстанция зачастую поддерживает суд первой инстанции по многим категориям дел. Однако устоит ли решение при кассационном обжаловании – это вопрос. В данном случае дело даже не в штрафе, а в прецеденте: допустив такое раз, компания рискует в будущем потерять гораздо большие средства на подобных спорах. Поэтому стороны, вероятно, будут идти до конца, пока точку в вопросе не поставит Верховный суд РФ», — резюмировал в беседе с ComNews основатель, совладелец и старший партнер юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков.

При поддержке: магазин телефонных карт

Оригинал статьи: http://Comnews.ru