Абонентская база ООО «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) из квартала в квартал замедляет темпы роста. Если в III квартале 2015 г. она выросла до 35,5 млн человек, в IV квартале — до 37,3 млн, в I квартале 2016 г. — до 38,4 млн, то во II квартале этого года — до 38,9 млн, следует из отчетности оператора. Более того, Tele2 перестала раскрывать данные по размеру абонентской базы в Москве. Финансовые аналитики связывают спад динамики по подключению абонентов с повышением тарифов Tele2 в начале 2016 г.

Абонентская база Tele2 за апрель-июнь этого года выросла на 1% по сравнению с периодом с января по март. Год к году абонбаза оператора увеличилась на 12,1% (во II квартале 2015 г. у оператора было 34,7 млн абонентов, во II квартале 2016 г. — 38,9 млн). «Замедление темпов роста базы квартал к кварталу вызвано эффектом отложенного спроса и взрывным ростом базы в конце 2015 г., после чего ситуация стабилизировалась. Возможно, определённую роль сыграло и повышение тарифов в начале этого года», — полагает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. По словам заместителя директора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, снижение темпов прироста абонбазы может быть связано с тем, что существующие абоненты не хотят менять оператора. «На самом деле, Tele2 рекламирует не низкие, а «честные» цены, то есть прозрачность механизма ценообразования, а в абсолютных величинах у него цены не настолько дешевые, как это говорится в рекламе», — отметила она.

Среднее количество используемых минут (MoU) на абонента Tele2 сократилось с 376 минут во II квартале 2015 г. до 362 минут во II квартале этого года. Средний доход на одного абонента (ARPU) снизился с 226 руб. до 221 руб. соответственно. Однако по сравнению с I кварталом 2016 г. показатели MoU и ARPU оператора во II квартале этого года выросли на 2% и 3,8%.

Кроме того, со II квартала 2016 г. оператор перестал раскрывать размер абонбазы в Москве. «Скорее всего, этот драйвер роста совокупного показателя исчерпал себя на фоне повышения тарифов», — считает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. В апреле этого года, через полгода после выхода в столицу, Tele2 повысил тарифы: например, абонентская плата на тарифе «Черный» выросла с 100 руб. до 199 руб. в месяц.

Тем временем количество подключенных к Tele2 в Столичном регионе по итогам I квартала составило 2,1 млн человек (по итогам 2015 г. — 1,27 млн абонентов, прирост достиг 833 тыс. абонентов). По словам Тимура Нигматуллина, в I квартале доля абонентов оператора в Москве была менее 5%. «Если в долгосрочной перспективе доля останется ниже 7-10%, это продолжит сильно давить на рентабельность и затруднит обслуживание долга и CAPEX», — подчеркнул он.

Операционная выручка Tele2 из квартала в квартал продолжает расти: за апрель-июнь 2016 г. она увеличилась на 10,3% год к году и составила 26 млрд руб., следует из отчетности оператора. «Благодаря выходу на высокодоходный рынок Москвы и рациональному инвестированию в сети 3G/4G, Tele2 на протяжении нескольких кварталов сохраняет устойчивый рост абонентской базы и демонстрирует двузначное увеличение выручки в отчетном периоде, — говорит генеральный директор ООО «Т2 Мобайл» Сергей Эмдин.

В то же время прибыль Tele2 до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) пока не растет: за отчетный период она снизилась на 43,4% (до 4,3 млрд руб.). Напомним, в I квартале 2016 г. показатель упал на 43,6% до 3 млрд руб. Пресс-секретарь оператора Ольга Галушина объяснила это ростом расходов на строительство сетей 3G/4G в регионах и запуска сети в Москве. В частности, объем инвестиций в IT-инфраструктуру и технологическое развитие сети Tele2 вырос на 19,2% год к году и составил 9,2 млрд руб. По словам Тимура Нигматуллина, объем инвестиций более чем в два раза превышает операционный денежный поток. Это фактически подразумевает рост долговой нагрузки и осложняет финансовое положение компании, говорит он

Сотрудник ГК «Финам» считает квартальные финансовые показатели оператора слабыми. Снижение EBITDA во многом является следствием повышения тарифов и, отчасти, сезонности, отметил он. «Рентабельность на уровне EBITDA остается очень низкой по российским меркам и составляет менее 17%. Это может быть связано с тем, что оператор слишком рано стал монетизировать абонентскую базу в Московском регионе, не набрав необходимую для разумных расходов на интерконнект долю рынка. Также это может быть связано с сопутствующими маркетинговыми расходами», — отметил он. Наталья Мильчакова полагает, что через два-три года рентабельность EBITDA  у Tele2 увеличится до 30-32%, так как необходимые затраты, связанные с освоением новых рынков, будут произведены.

Сергей Либин также считает нынешнее финансовое положение Tele2 непростым: свободный денежный поток по-прежнему отрицательный и долговая нагрузка, очевидно, увеличивается.

При поддержке: каталог саун

Оригинал статьи: http://Comnews.ru